Нечистая, неведомая и крестная сила. Максимов С.В. 1903

Веретничество - одно из направлений чернокнижия. Включает практики и обряды работы в церкви, а также и использование церковной атрибутики в своей работе.
Ответить

Опрос: Понравилась ли вам данная книга?

Да
1
100%
Нет
0
Голосов нет
Не читал/а
0
Голосов нет
 
Всего голосов: 1

Аватара пользователя
маг Fose
Старожил
Старожил
Сообщения: 516

Нечистая, неведомая и крестная сила. Максимов С.В. 1903

Сообщение маг Fose » 14 янв 2018, 21:33

Домовой, банник, леший, водяной – образы русской народной демонологии, известные нам с детства из рассказов бабушек. Об этих таинственных существах, о деревенских колдунах и ведьмах, о русских народных обычаях, обрядах, поверьях и приметах, связанных с праздниками христианского календаря – Рождеством, масленицей, Пасхой, Троицей и др. рассказывается в книге писателя и этнографа XIX в. С.В.Максимова «Нечистая, неведомая и крестная сила».

Имя писателя С.В.Максимова, посвятившего свою жизнь изучению жизни русского народа, было широко известно в России прошлого века. Его произведения высоко ценили И.С.Тургенев, Н.СЛесков, А.Н.Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, а А.Н. Пыпин, автор «Истории русской этнографии», назвал его одним из ярких представителей общественно-этнографического направления русской литературы. В 1900 г., за год до смерти, С.В. Максимов по представлению А.П.Чехова был избран почетным академиком по отделению русского языка и литературы Российской Академии Наук.

Как отмечал первый издатель книги кн. В.Н.Тенишев, создавший в Петербурге «Этнографическое бюро» (1898), в своем труде С. В. Максимов пользовался «не только фактами, сообщенными моими сотрудниками, но и собственным огромным запасом наблюдений, собранным им еще в молодые годы, когда по образу пешего хождения, одетый странником, он отправлялся в народ. В живых образах рисует автор и мужика, и бабу, как тенетами опутанных верой в нечистую силу; с метким юмором характеризует простоватого русского черта и его незатейливые проказы и в то же время с удивительной глубиной оттеняет ту борьбу между миром язычества и христианства, которая и доднесь не закончилась еще на святой Руси».

Пример из книги:
Кликуши
В деревенской Руси чрезвычайно распространен особый вид нервных женских болезней, известных под именем «кликушества». Эта болезнь проявляется в форме припадков, более шумных, чем опасных, и поражает однообразием поводов и выбором мест для своего временного проявления. Та часть литургии верных, которая предшествует пению Херувимской и великому выходу со св. Дарами, в далеких глухих селах оглашается криками этих несчастных. Крики несутся в такой странной разноголосице, что на всякого свежего человека способны произвести потрясающее впечатление не одною только своею неожиданностью или неуместною дерзостью. При этом не требуется особенной сосредоточенности внимания, чтобы заметить, насколько быстро сменяется мирное молитвенное настроение присутствующих.

На всех лицах появляется выражение болезненной тоски и вместе сердечного участия и сострадания к несчастной. Ни малейшего намека на резкий протест, ни одного требования удалить «одержимую» из храма. Все стоят молча, и только в группе женщин, окружающих больную, заметно некоторое движение: они стараются успокоить «порченую» и облегчить ей возможность выстоять всю обедню, вплоть до того времени, когда [148]с выносом св. Даров обязательно, исчезнет или смолкнет вся нечистая сила. Это мягкое и сердечное отношение к кликушам покоится на том предположении, что не человек, пришедший в храм помолиться, нарушает церковное благочиние и вводит в соблазн, но тот злой дух, который вселился в него и овладел всем его существом.

Злой дух смущает молящихся нечеловеческими воплями и разными выкриками на голоса всех домашних животных: собачий лай и кошачье мяуканье сменяются петушиным пением, лошадиным ржанием и тому под. Чтобы прекратить этот соблазн, четыре-пять самых сильных мужчин охотно выделяются из толпы, и ведут больного до царских врат к причастию, искренно веруя при этом, что борются не с упрямством слабой женщины, а с нечеловеческими силами сидящего в ней нечистого. Когда кликуша начинает успокаиваться, её бережно выводят из церкви, кладут на землю и стараются укрыть белым покрывалом, для чего сердобольные женщины спешат принести ту скатерть, которою накрыт был пасхальный стол с разговеньем, или ту, в которой носили на пасхальную заутреню для освящения яйца, кулич и пасху.

Иные не скупятся поить сбереженной богоявленской водой, несмотря на то, что эта вода и самим дорога, на непредвиденные несчастные случаи. Знающие и опытные люди при этом берут больную за мизинец левой руки и терпеливо читают молитву Господню, воскресную и богородичную до тех пор, пока кликуша не очнется. Кроме молитв, иногда произносятся особые заговоры, которыми велят выходить нечистой силе «из белого тела, из нутра, из костей, суставов, из ребер и из жилов и уходить в ключи-болота, где птица не летает и скот не бывает, идти по ветрам, по вихорям, чтобы снесли они злую силу в черные грязи топучие и оттуда бы её ни ветром не вынесло, ни вихорем бы не выдуло», и тому под.
Книга основывается на материалах, записанных исследователями народной культуры и быта в деревнях и селах в конце XIX в., и является ценным научным источником по верованиям русского народа. В то же время простой, образный и точный язык писателя С.В.Максимова делает эту книгу доступной и интересной широкому кругу читателей.

В книге С.В.Максимова выделены три части.
  • Первая часть – «Нечистая сила» – знакомит читателей с народными представлениями о черте, о домашних духах – домовом, дворовом, баннике, овиннике; о духах, живущих в лесу, в поле, в озерах и реках – лешем, полевом, водяном, русалке.
  • Вторая часть книги – «Неведомая сила» – описывает верования крестьян в магическую силу природы – огонь, воду, землю, а также суеверия и поверья, связанные с этим.
  • В третьей части – «Крестная сила» – дается обзор праздников христианского календаря – святки, Рождество Христово, Новый год, Крещение Господне, Сретение Господне, Власьев день и т.д., описываются народные обычаи, обряды, игры, поверья, приметы, связанные с годовым кругом христианских праздников. Основной целью работы С.В.Максимова был сбор материалов по русским верованиям и праздникам, фиксация особого рода явлений народной культуры, что делает эту книгу ценным источником и для современных исследователей.
:comet: :comet: :comet: Нечистая, неведомая и крестная сила. Максимов С.В. 1903 СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО: :comet: :comet: :comet:
Скрытый текст. В связи с активными действиями правообладателей мы вынуждены ввести обязательную регистрацию. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием. После подтверждения e-mail вы станете полноценным участником нашего форума. Чтобы получить доступ - пожалуйста Зарегистрируйтесь (или Войдите).
Содержание под спойлером:
  • НЕЧИСТАЯ СИЛА
    I. Черти-Дьяволы
    II. Домовой-Доможил
    III. Домовой-Дворовой
    IV. Баенник
    V. Овинник
    VI. Кикимора
    VII. Леший
    VIII. Полевой
    IX. Водяной
    X. Русалки
    XI. Оборотни
    XII. Колдун-Чародей
    XIII. Ведьма
    XIV. Кликуши
    XV. Клады
    XVI. Знахари-Шептуны
    XVII. Плотники и печники
    XVIII. Пастухи

    НЕВЕДОМАЯ СИЛА
    I. Царь-Огонь
    II. Вода-Царица
    III. Мать-Сыра Земля
    IV. Священные рощи

    КРЕСТНАЯ СИЛА
    I. Святки
    II. Рождество Христово
    III. Новый Год
    IV. Крещеные Господне
    V. Сретение Господне
    VI. Власьев день
    VII. Касьян-Немилостивый
    VIII. Плющиха
    IX. Сороки
    X. Масленица

    XI. Великий Пост
    XII. Благовещение
    XIII. Великий Четверг
    XIV. Пасха Христова
    XV. Красная Горка
    XVI. Фомино Воскресенье
    XVII. Радуница
    XVIII. Маргоски или Маргоскина Неделя
    XIX. Мария Египетская
    XX. Преполовение

    XXI. Пчелиный праздник
    XXII. Егорий
    XXIII. Лошадиный праздник
    XXIV. Никола Вешний
    XXV. Вознесенье
    XXVI. Семик и Русальная
    XXVII. Троицын день
    XXVIII. Олены-Ленничи
    XXIX. Аграфена-Купальница
    XXX. Иван Купала

    XXXI. Петров день
    XXXII. Ильин день
    XXXIII. Спас
    XXXIV. Успенье
    XXXV. Иван Постный
    XXXVI. Семен-Летопроводец
    XXXVII. Оспожинки
    XXXVIII. День св. Феодоры
    XXXIX. Воздвиженье
    XL. Покров

    XLI. Двенадцать Пятниц
    XLII. Параскева-Пятница
    XLIII. Кузьминки
    XLIV. Михайлов день
    XLV. Никольщина
Вы можете оставить свое мнение о данной книге в комментариях ниже, а также проголосовав в ОПРОСЕ (вверху). Ваше мнение поможет другим сориентироваться стоит ли читать данную книгу.
Если вам необходима магическая помощь - напишите мне на bbcult@gmail.com или НАЖМИТЕ СЮДА

Аватара пользователя
маг Fose
Старожил
Старожил
Сообщения: 516

Re: Нечистая, неведомая и крестная сила. Максимов С.В. 1903

Сообщение маг Fose » 14 янв 2018, 21:38

Книга очень хорошо раскладывает по полочкам что есть:
  1. Нечистая Сила
  2. Неведомая Сила
  3. Крестная Сила
с точки зрения обывателя. Все предельно ясно и очень грамотно выстроено.

Рекомендуется к прочтению всем, увлекающимся русской магической историей и культурой, а также веретникам.

Ответить