На распутье Средневековья: языческие традиции в русском простонародном быту (конец XV-XVI вв.). Е.Б. Грузнова. 2012

Книги по язычеству, родноверию, славянской тематике.
Ответить

Опрос: Понравилась ли вам данная книга?

Да
1
100%
Нет
0
Голосов нет
Не читал/а
0
Голосов нет
 
Всего голосов: 1

Аватара пользователя
маг Fose
Старожил
Старожил
Сообщения: 516

На распутье Средневековья: языческие традиции в русском простонародном быту (конец XV-XVI вв.). Е.Б. Грузнова. 2012

Сообщение маг Fose » 14 янв 2018, 20:32

Книга посвящена малоизученному периоду в истории язычества на территории Восточной Европы. Рассматривается место языческих традиций в жизни низших слоев русского общества в конце XV–XVI вв., тенденции их развития в условиях становления идеологии православной монархии и роль в дальнейшем формировании народного мировоззрения и быта.

Особое внимание уделено исследованию объектов поклонения простонародья и выявлению жизненных ситуаций и социальных групп, которые способствовали сохранению и развитию обычаев, отвергавшихся официальной культурой.

Пример из книги:
Языческие традиции русского народа уходят корнями вглубь тысячелетий и имеют длительную историю развития. С принятием христианства в конце X в. сфера языческой культуры стала медленно, но неуклонно сокращаться, что нашло свое отражение в памятниках церковно учительной письменности. «Чем дальше шло время, тем меньше речи в нашей литературе о язычестве. Обличения, конечно, продолжаются, но обличается не язычество, а грех, нарушение христианской заповеди». Эта, обнаруженная Н. М. Гальковским, тенденция явилась прямым следствием распространения христианства вширь, когда обрядом крещения охватывались все большие массы населения Восточной Европы. Прошедший же через святую купель, с точки зрения церкви, не мог считаться язычником, так как он уже соприкоснулся со светом истинной веры. Именно поэтому обращение такого христианина к дедовским обычаям рассматривалось отныне как нарушение верности учению Христа и даже приравнивалось к впадению в ересь.

Мы сталкиваемся здесь с ситуацией, выявленной А. Я. Гуревичем и в странах Запада, население которых также склонно было соблюдать не соответствовавшие официальной религии древние традиции. И если это цепляние за старину, сопротивление каким бы то ни было изменениям и можно считать язычеством, то, как пишет исследователь, «язычеством христиан. Речь идет о религиозно нравственном поведении прихожан, осуждаемом церковью как неправедное и богопротивное не потому, что они не верят в бога и отказываются повиноваться его служителям, а потому, что наряду с исповеданием христианства эти люди придерживались всякого рода суеверий и религиозно магической практики, противоречившей учению церкви».

Для русского духовенства эти колебания современного исследователя не были характерны, и из века в век переписывалось Слово Иоанна Златоуста о христианстве, отражавшее понимание сути сложившегося положения вещей: «Многие только слытием християне, а по житию еллини», «обычаем и делы акы поганы неверные». Какие же именно «обычаи и дела» заставляли представителей церкви беспокоиться о приверженности своих прихожан язычеству? Сведения об этом в полной мере дают связанные друг с другом памятники середины XVI в. – Стоглав и Домострой.
Для XV в. еще почти нет зарубежных источников, так как иностранцы бывали в России в основном проездом, и их наблюдения столь поверхностны, что не могут быть с достаточной долей уверенности отнесены к русским, которых европейцы зачастую путали с татарами. Кроме того, в обозначенный период сама Русь не очень-то допускала чужаков к своим святыням, боясь ослабления их силы от недоброго постороннего глаза. Издание рассчитано на историков, этнографов, культурологов, религиоведов, может быть использовано в учебном процессе в качестве пособия для изучения истории русской народной культуры.

:comet: :comet: :comet:На распутье Средневековья: языческие традиции в русском простонародном быту (конец XV-XVI вв.). Е.Б. Грузнова. 2012:comet: :comet: :comet:
Скрытый текст. В связи с активными действиями правообладателей мы вынуждены ввести обязательную регистрацию. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием. После подтверждения e-mail вы станете полноценным участником нашего форума. Чтобы получить доступ - пожалуйста Зарегистрируйтесь (или Войдите).
Содержание под спойлером:
  • 1. Введение

    2. Глава 1. Обзор источников и литературы
    3. Глава 2. Сфера языческой культуры в конце XV–XVI вв
    4. Суеверия и магия
    5. Совмещение религиозных практик

    6. Медицина и зелья «на добро и зло»
    7. Брак и развод
    8. Глава 3. «…Всей твари поклоняхуся яко Богу…»
    9. Старые и новые «боги»
    10. Глава 4. Погребально-поминальные обычаи

    11. Погребение и проводы
    12. Календарные обряды
    13. Обряды с «заложными» покойниками
    14. Глава 5. Игрища
    15. Зимний цикл

    16. Весеннее-летний цикл
    17. Купала
    18. Глава 6. Хранители традиции
    19. Носители сакральных знаний
    20. «Лихие бабы»

    21. Скоморохи
    22. «Лживые пророки»
    23. Заключение
    24. Библиография
    25. Словари

    26. Примечания
    27. Примечания
    28. Примечания
    29. Примечания
    30. Примечания
    31. Примечания
    32. Примечания
Вы можете оставить свое мнение о данной книге в комментариях ниже, а также проголосовав в ОПРОСЕ (вверху). Ваше мнение поможет другим сориентироваться стоит ли читать данную книгу.
Если вам необходима магическая помощь - напишите мне на bbcult@gmail.com или НАЖМИТЕ СЮДА

Ответить